Всю свою сознательную жизнь я личным примером утверждал здоровый образ жизни. Давно уже расстался с единственной своей вредной привычкой – курением, после чего надежно провентилировал легкие.
Мои увлечения – рыбная ловля, охота, занятия литературой не препятствовали главному – моей трудовой деятельности, которой посвятил почти четверть века, лучшие годы моей жизни: я учил молодежь тому, чему научили меня. К сожалению, учитель в нашей стране далеко не престижная должность, что, впрочем, не всегда являлось определяющим – любить или не любить педагогический труд. Так уж получилось, что мне повезло в жизни: я стал учителем, освоив инженерные специальности. Возможно, оказывается, сочетание инженерного труда с педагогическим.
Я пришел к выводу, что хороший педагог, хороший врач, хороший командир и преуспевающие люди многих других специальностей могут быть из тех молодых людей, которые определяли свой жизненный путь самостоятельно, руководствуясь своими соображениями. А откуда они, эти соображения? В том и заключается роль родителей, чтобы обходясь без насилия над мыслями и намерениями юноши или девушки тактично и вразумительно помочь родному дитяти перед выбором.
Педагогу никогда не стоит забывать о своем великом предназначении. Конечно, учителю бывает нелегко: в классе сидят тридцать – сорок человек, над формированием характеров которых кто-то основательно потрудился до того, как они заняли свои места за партами. В такой обстановке не всегда следует навешивать на учителя вину за проказы какого-нибудь оболтуса. Другое дело, когда ты, наставник и отец, не замечаешь, если рядом с тобой растет сорняк. Такой воспитатель подобен попу, который в Бога не верит.
Что же главное в педагогике? Думаю, в поисках методов воспитания себе подобных. А как это делается, надо набраться терпения, обложиться книгами и вплотную заняться изучением вопроса, хотя есть риск, что после изучения трудов великих педагогов у вас не останется времени на экспериментирование. Не кажется ли странным, что подавляющее большинство порядочных людей вышли из простых семейств, в которых не слышали ни об Ушинском, ни о Макаренко. Уместен вопрос: а как сам автор приобщался к трудам великим?
Как… Приходилось мне сдавать зачеты талмудистам в методкабинете облуправления трудрезервов, называя фамилии великих педагогов с благоговейным выражением на лице.
Педагогика, как мне кажется, держится на опыте всего человечества. И никаких особых сложностей. Если мастеришь, дай ему, шестилетнему, молоток и гвозди, если собираешься на рыбалку, сделай и для него удочку, если идешь в лес, не забудь взять его с собой. Вот это и будет то, что надо, чтобы не вырос при добропорядочных родителях сорняк. Не надо забывать, что в воспитании человека так же как в природе нетерпима пустота. Если не вы, так найдутся другие воспитатели.
Я начинал свои рассказы с рыбалки, а заканчиваю суждениями на воспитательные темы. Разве не интересно видеть в своих детях продолжение себя? Прискорбно, если это подобие не наблюдается.
Как автор записок, я обязан вернуться к главному.
Двадцатое столетие, в связи с ростом народонаселения, развитием промышленности, нужд обороны и ряда других причин, характеризуется глобальным наступлением на природу. Горят леса, отравляются реки, воздух, выпадают кислотные дожди, мелеют реки. Процесс восстановления утраченного малозаметен. Как долго это может продолжаться – неведомо. «Природа – матушка потерпит», «на наш век хватит», - слышатся убаюкивающие слова. Россия предлагает себя на разграбление всему миру, не думая о завтрашнем дне. В связи с этим и здоровье нации не стало главной заботой нашего родного правительства. Вымирает Россия. И во многом по причине пренебрежительного отношения к вопросам экологии. Это будет продолжаться до тех пор, пока еще держится сук, на котором сидим, который подрубаем. Когда подрубим, тогда видно будет…
Плохо ли, хорошо ли в нашем отечестве, вопрос отдыха трудящихся ни в какие времена не снимался с повестки дня. Право на отдых записано в Конституции РФ, а возможности имеются только у нуворишей, разбогатевших на воровстве, грабежах и спекуляциях да у небольшой горстки высокооплачиваемых, чей труд несправедливо переоценивается за счет других.
Я бывал на десятках прудов и озер двух соседних областей и нигде не видел ничего похожего на дом рыбака, где бы повар предложил человеку тарелку горячих щей, симпатичная горничная уложила в чистую постель,а бдительный сторож доглядел вашу машину.
У нас в верховьях В-Сысертского пруда (южная отнога) есть приют для избранных, охраняемый бдительными стражами. Тамошние блага распределяются по собачьему принципу: если я ем, то не приближайся, иначе…
Между тем, нетрудно себе представить, какие богатые возможности для туризма, любительского рыболовства, охоты не используются в Озерном краю.
Придет же в конце концов счастливое время, когда порядок на нашей земле будет учреждаться не по гнездовому методу, а повсеместно, в интересах трудового народа.
На главную Оглавление Читать рассказы об охоте