На главную       Оглавление       Читать дальше

Диапазон расширился

Часть Озерного края от известного озера Увильды до Огневского, от каскада сысертских заводских прудов до озер Сары, Чебакуль, Уелги – это громадная территория, подстать некоторым европейским государствам. На этой территории оставили след колеса нашего жигуленка.

Но как ни колесили мы с Василием по этому благодатному краю, предпочитали уже освоенные нами водоемы: если «дома», то В-Сысертский пруд, или озеро Космаковское, если «в гостях», то что-то из трех – Куяш, Карагайкуль, Сары.

Запомнились поездки на Сыры (Калды).

Мы поехали на Сары с целью поудить окуня где-нибудь у тростников. В моей памяти все еще жили воспоминания об удачной поездке на Сары в компании с Анатолием Михайловичем и его сыном Анатолием.

Доехав по большому асфальту до озера, мы свернули на грунтовую дорогу и по берегу добрались до татарской деревни Сары, растянувшейся по берегу озера.

Хотелось побывать на новых местах, и оставив позади деревню, мы поехали по скудному обожженному солнцем выгону, то приближаясь к озеру, то несколько удаляясь от него.

У пологого берега – сплошные мели. На увеличивавшейся глубине – почти непрерывный пояс густых и высоких зарослей тростников. Берег – совершенно голый, ни деревца, ни кустика.

Проехав около трех километров по безлюдному берегу, мы увидели на берегу легковую машину, а рядом -  оранжевую палатку. Остановились поодаль, метрах в двадцати от берега.

И здесь берег пологий, но стена тростников проходила метрах в тридцати от берега  на довольно большом протяжении. Как раз напротив нашей остановки виднелся просвет - довольно широкий заезд через тростники на простор озера, а это немаловажно.

Отправляясь с ночевой, мы всегда брали с собой несколько поленьев сухих березовых дров и канистру с водой.

Есть такие озера в которых из-за большого содержания солей воду пить нельзя (Каинкуль).

Первым делом - наловить окуней на уху. Глубина у тростников – около полутора метров. К нашему удивлению, окуня здесь не оказалось и нам пришлось выбираться за заросли тростников, где еще гуляли на просторе волны. У выезда было более или менее спокойно и мы быстро наловили довольно приличных окуней, даже больше, чем требовалось.

Занимаясь хозяйственными делами, мы услышали несколько сильных всплесков в «рукаве» между берегом и стеной тростника. Что за рыба плескалась на мели? Наши догадки остановились на карпах, что подтвердили дальнейшие наблюдения. Плескались громадные карпы, к ужению которых мы не были подготовлены. У нас были спиннинги, на катушках которых - лески сечением 0,5 мм. – явно недостаточная для ловли крупного карпа. Одну из лесок мы изрезали на куски длиной метров по  пяти и получили шесть жерлиц. Коробка с крючками оказалась в рюкзаке. В качестве насадки использовали картошку, которую испекли в углях костра.  Жерлицы, если так можно назвать куски спиннинговой лесы, наживленные солидными кусками печеной картошки, мы привязывали к пучкам тростников, расположив ловушки вдоль внешнего обвода тростниковых зарослей, где глубина всего не более двух метров.

Особых надежд на успех у нас не было. Опыта в ловле карпов – никакого. Впрочем, в любом случае мы ничего не теряли.

Сварилась уха и как раз в это время к нашему костру подошел сосед.

Это был высокий худощавый очкарик из породы восторженных дачников, человек, интеллигентный, имеющий собственные взгляды по всем вопросам жизни.

-Я не рыбак, - заявил он, - Ну, что  можно взять у нашей обнищавшей природы? Прикоснуться к ней – да, это я одобряю. Воздушный бассейн, солнце, вода… Целебные силы природы – общепризнанны.

Он съел предложенную ему алюминиевую миску ухи и попросил добавки. – Это великолепно, ради миски такой ухи, я откажусь от своих взглядов, - сквозь смех говорил наш гость.

Для укрепления добрососедства мы послали неизвестной нам Люсе, обитательнице оранжевой палатки, порцию ухи, а Арнольду Олеговичу, нашему соседу, выделили из своих топливных запасов три полена березовых дров. Арнольд Олегович был в восторге и носился между двумя кострами подобно бабочке.

Между тем Василий отправился для осмотра наших ловушек. Вернулся он крайне расстроенным: на двух из них насадки сорваны, четыре оборваны… Хочу заметить, что в то время в магазинах не было лесок «Супер» и для повышения прочности орудий лова приходилось пользоваться лесками большего сечения.

Состоялось короткое совещание. Мы могли остаться на утро для ловли окуня, что и входило в нашу задачу, или…

-Нет, - твердо решил Василий – сейчас же отправляться домой за леской. Есть в запасе русская с сечением 0,7.

Это было решение, достойное энтузиаста. Вместе с тем ночная поездка не из легких.

Надо себе представить, как был удивлен Арнольд, когда при очередном посещении нашей стоянки он там увидел лишь раздуваемый пепел давно погасшего костра, да полено дров, оставленное для него. Но еще больше он был удивлен, когда увидел нас на прежнем месте.

И опять мы сварили великолепную уху, которую ели в полном составе, включая пышнотелую и очень нескромно одетую даму лет тридцати. Кем приходилась Люся Арнольду для нас не имело никакого значения, но руки хозяйки на стану в обществе троих мужчин были отнюдь не лишними.

Когда гости ушли, я вздремнул, пригревшись у костра. Меня разбудил звук падания чего-то тяжелого и прикосновение холодных капель воды к разгоряченному лицу. Открыв глаза, я увидел перед собой здоровенного карпа, пожалуй, весом побольше пяти килограммов. Сон как рукой сняло. Первая ревизия наших ловушек принесла удачу.

Всю ночь мы не спали. К рассвету у нас было пять пойманных карпов. Нет, сазанов! Ведь карп и сазан близнецы – братья, но некоторые внешние различия между ними заметны.

Нам уже было не до окуней, хотя время в запасе было.

Приехав домой, мы прежде всего позвонили Валерию: «Приезжай за карпом»… Он охотно согласился, став таким образом свидетелем нашего рыболовного успеха.

хххххххххх

Общаясь с естественными водоемами на протяжении многих лет, мы нередко замечаем перемены. Иногда они связаны с периодическими заморами в морозные зимы, когда какие-то породы рыб не выдерживают кислородного голодания, а иногда случаются перемены, которые в состоянии объяснить лишь ученые ихтиологи.

В качестве примера можно привести озеро Космаковское, где наблюдаются смены популяций разных пород рыб.

Было и такое удивительное явление: на озере Карагуз, которое было известно рыболовам, как кормовое озеро, богатое малинкой и мормышем. В это озеро, известное как карасье, запускают сырка с выловом его перед зимовкой. И вдруг прошел слух  о массовом появлении там довольно приличного окуня. Примеры подобных явлений можно было бы продолжить. Разумеется, речь идет о процессах, проходящих без вмешательства человека.

Карп, которого мы ловили на Сарах, не являлся аборигеном в рыбьем государстве. Это труды рыбоводов, которые там, в челябинской области, действуют более активно и плодотворно, чем у нас.

Окунь, хотя одна из самых распространенных и легко вылавливаемых рыб, редко становился добычей в таких объемах, как, скажем, лещ или карась. Но процесс ловли окуней интересен прежде всего тем, что на крючок попадаются разные особи, рыба устойчива в хранении и пригодна для средней по качеству ухи, независимо от размеров.

Я уже писал об удачном ужении окуня на Сарах. Мне и Василию посчастливилось удачно половить окуня на спиннинги. И опять же на озере Сары.

Слух об удачном лове окуня на спиннинг одним из местных рыболовов дошел до нас не впервые и мы, разузнав все   интересующее нас о районе действий спиннингиста, стали готовиться к поездке на Сары. Этому предшествовал большой перерыв после ловли карпов. Тогда, после удачного выезда за карпами, мы побывали на том же месте, но  еще издали увидели там целый палаточный город, в котором оранжевой палатки не было. Мы вернулись домой, хотя и не с пустыми руками, но без карпов.

Прежде всего мы основательно подготовились, рассчитывая только на ловлю окуня с помощью спиннинга. Для этого нужно иметь хотя бы по две выверенных вращающихся блесен.

Мы купили набор «вертушек» и занялись переделкой их на свой лад. Первым делом заменяли лепесток фабричный на самодельный, желательно на неяркий белый, выклепанный из старых советских монет, или серебра. Овальное грузило помещалось на одной основе с лепестком, выше его почти вплотную с ним. Окунь такую конструкцию признает.

С нами на своей машине поехал мой добрый приятель с женой.

Остановились между деревнями Сары и Тимино, на совершенно безлюдном берегу напротив узкого заезда – коридора в плотных зарослях тростников высотой чуть не в два человеческих роста над поверхностью воды.

Только собрались выезжать, как подошел жигуленок   с челябинскими номерами. Два мужика в камуфляже, сильно загорелые что свидетельствовало о том, что перед нами – бывалые озерные завсегдатаи, люди здесь не случайные.

Дальнейшие наблюдения подтвердили это. Ни удочек, ни спиннингов у них не было. Вместо этого они извлекли из багажника машины мешок, содержимое которого не вызывало сомнений. Кто эти люди? Или злостные браконьеры, или кто-то из рыбоохраны, возможно из начальства, уверенного в своей безнаказанности.

Выезд за пределы тростников оказался здесь довольно трудным: дно на мелководье устлано остроугольными камнями, на которых можно повредить лодку. У нас была двухместная лодка, склепанная из листов алюминия. Шрамов и царапин на ней было немало.

Мы оказались в широком заливе, сильно поросшем водорослями. Несомненно, рыба здесь была, но для спиннингования места здесь не было, а вот поудить в небольших оконцах среди водной растительности было заманчиво. Но не следовало забывать о нашей главной цели.

Для этого надо выбраться из мелководного залива, обогнуть мыс, поросший все тем же тростником, чтобы оказаться на чистой воде за стеной тростников. Вот там…

Действительно, когда мы обогнули мыс и оказались за поясом «джунглей», увидели там «водоворот» из массового скопления рыбы. Окунь плескался непрерывно и на виду, и где-то в зарослях.

Мы притупили к работе.

Поклевки на наши «вертушки» следовали одна за другой.   Мы бросали на дно лодки полуторохсот – двухсот граммовых полосатых хищников, зная, что такой клев бывает непродолжительным.          Интересно, что с удалением на глубину, клев затихал с прекращался совсем.

Неподалеку от нас возились с сетью челябинцы. Оставив свое занятие, они о чем-то поговорили и направились в нашу сторону. Их действия следовало рассматривать, как бестактность, бесцеремонность. Они подплыли к нам вплотную, впритирку. Заглянули в лодку.

-Ого! Улов у вас богатый, - заметил старший из незнакомцев, видимо и старший по должности.

-Запрещенных орудий лова у нас нет, - предупредил я любопытствующих. И добавил: - Не в пример другим.

-Мы здесь хозяева, - словно оправдываясь проговорил старший.

-Мы это поняли.

-Почему?

-Браконьеры так нагло себя не ведут.

-Однако же… Слишком смелое заявление, - вполне миролюбиво проговорил старший.

«Хозяева» отчалили, будучи не очень довольными встречей с нами.

Клев, как следовало ожидать, прекратился внезапно, словно окуни действовали повинуясь чье-то команде.

Долавливали ведро мы на мысу, где заранее присмотрели место, подходящее для ужения на червя.

Мы несколько раз довольно неплохо рыбачили на Сарах по последнему льду с фонарем. Хорошее озеро Сары…

На главную       Оглавление       Читать дальше
Сайт создан в системе uCoz